народов мира

Боги Угарита

Верховным богом в Угарите считался Илу (просто «бог»), он имел титул Творец Творения. В дошедших до нас текстах отсутствуют сказания о сотворении мира. Скорее всего они существовали, просто не сохранились. Это подтверждается и титулом Илу. Он породил всех богов и людей, каждый царь был его слугой или сыном. Илу изображался в виде старца, сидящего на троне и поставившего ноги на специальную скамеечку. Его голову венчала корона в виде бычьих рогов, что символизировало высочайшее могущество Обитель Илу находилась в середине двух океанов — земного и небесного, у истоков священных вод на священной горе. 

Илу был милостивым и мудрым богом, которому все же были не чужды некоторые слабости. Интересно, однако, что в списке угаритских богов выше Илу стоял Бог Отцовский. Это самое таинственное божество во всем пантеоне, его имя встречается в текстах лишь однажды. Возможно он покровительствовал царскому дому или был одним из самых ранних божеств, но в любом случае верховным владыкой считался все же Илу. Илу не занимался непосредственно земными делами и был скорее связан со Вселенной. Он мог являться отдельным людям во сне, но чаще свои приказы передавал через особых вестников. Для решения повседневных задач мира Илу назначал управляющего из числа своих потомков.

Супругой Илу была Асирату. Часто ее называли Илату — просто «богиня» и прибавляли эпитет Морская. Ее воспринимали как верховную богиню и прародительницу всего сущего. Однако наиболее почитаемый в Угарите бог Балу не относился к числу ее потомков. Асирату жила отдельно от Илу и всякий ее приход к супругу считался праздником.

Была у Илу и другая жена Рахмайу, т.е. «дева», но о ней нам известно очень мало. Скорее всего она была связана с охотой. Наличие двух верховных богинь ученые пытаются объяснить тем, что в основе угаритского общества лежали две аморейские общины — дитану и харману. Возможно каждая из них принесла в угаритский пантеон свою богиню-мать.

Детьми Илу считались благие боги Шахару и Шалиму. Они — боги плодородия и в то же время связаны со звездами. Один из них воплощался в утренней звезде, другой — в вечерней.

Центральной фигурой угаритской мифологии был Балу — главный покровитель Угарита. Его имя означает просто «владыка». Часто ему сопутствуют эпитеты Силач и Балу-Цапану — «владыка горы Цапану» — священная гора в окрестностях Угарита, где находилось его жилище. Балу был богом бури, грома и дождя. Иногда его называли Скачущий на облаке. Основным оружием бога была молния. Отцом Балу считался бог Дагану. В некоторых других аморейских государствах Сирии этот бог считался верховным. Угаритских мифов про Дагану пока не найдено, но культ его несомненно существовал. Обычно Балу изображали в виде воина в остроконечном шлеме с бычьими рогами, облаченного в короткую тунику. В правой руке у него палица, а в левой — извивающееся копье с пламенем на конце. Его могуществу, как непосредственного правителя мира завидовал сам Илу — между ними часто случались конфликты, но Балу признавал верховную власть Илу. Балу был очень почитаем и у земледельцев, и у моряков, и у охотников. Он оберегал существующий в мире порядок, выступал как воин, противостоящий силам Хаоса, и защищал Угарит от врагов.

Ближайшая соратница Балу и его возлюбленная — одна из древнейших богинь Ближнего Востока Анату. Иногда ее считали сестрой Балу. Первенцем Анату был Амурру — первопредок амореев, дочери — Пидрай, Талай и Арцай — олицетворяли соответственно небесную росу, божественный свет и плодоносящую землю. Пидрай и Талай жили со своим отцом Балу в его дворце, а Арцай, как более тесно связанная с миром, где-то на земле.Анату считалась госпожой плодородия, воплощением женской красоты и любви. Она же — богиня источников, само ее имя означает «источник». Одновременно Анату очень воинственная богиня, а подчас жестокая и мстительная. Эти черты богини сделали ее покровительницей охоты. Священными животными Анату считались коровы и орлы. Изображали богиню обычно в виде обнаженной девы, стоящей на спине льва,. с копьем в руке.Часто в мифах вместе с Анату упоминается богиня охоты, плодородия и красоты Аштарту (Астарта). Они даже жили на одной горе Имбабу. Но в целом Аштарту играла второстепенную роль.

Любимцем Илу был Йамму — бог моря и водной стихии, его также называли Судией речным, имея в виду исходную реку мироздания, обтекающую всю землю.У семитских племен «судья» был представителем высшей политической власти. Вспомним эпоху судей у евреев до введения института царя. В Тире, когда престол оказывался пустым, власть на время переходила к судьям. Позже в финиккийских городах судьи были главами правительства. Йамму воспринимался угариятнами как воплощение мирового хаоса, но он же олицетворя земное орошение, имеющее огромное значение для земледелия Сирии. Нам известен лишь один миф о Йамму и в нем он представлен в отрицательном свете.Хотя это может объясняться тем, чо данный миф относится к текстам из храма Балу, противника Йамму. Но более вероятно, что люди не столько уважали, сколько боялись носителя хаоса и приносили ему жертвы, стараясь задобрить могущественного владыку.

Астару относился к древним общесемитским богам, но в Угарите являлся в первую очередь богом пустыни и противостоял цивилизованной жизни. Еще в III тыс. до н.э. культ Астару существовал в Эбле, его очень почитали арабы, но у угаритян он не пользовался особой популярностью. По мифам Астару претендовал на верховный трон, но ему пришлось с позором отказаться от него. Были в пантеоне также низшие божества пустыни — Прожорливые и Разрушающие. Они тоже противостояли Балу и всей цивилизации.

Муту считался богом смерти и владыкой подземного мира. Супругой его, возможно, была Шеол. Обитал бог в городе Хамрай у входа в подземный мир, который был расположен в глубоком ущелье на краю земли. Муту был могуч и ликом ужасен — одна его губа доставала до неба, другая — до земли. он поглощал все вокруг себя; в его власти были не только люди, но и боги. Его дыхание вызывало на земле зной и испепеляющую засуху. В руках бог держал скипетр бесплодия и вдовства, с ним вообще связывали любое неплодородие.

В угаритском пантеоне был бог Котару-ва-Хасису («пригожий и мудрый»). Это был бог-ремесленник, он создал все продукты цивилизации. Он и архитектор, и оружейник, и мебельщик и ювелир.Именно он построил дворец для Балу и создал для него две волшебные палицы. Часто его имя сопровождалось эпитетом Работающий руками. Проживал Котару-ва-Хасису одновременно в двух местах: на Крите и в Египте, но моментально являлся на зов, когда для него была работа.Это отражает зависимость угаритского ремесленичества от иноземцев.

Верной союзницей Балу была также богиня солнца Шапашу. Ее называли Светоч Богов, Великая госпожа. В случае необходимости она выступала вестницей Илу, как бы соединяя небесных богов с землей. Ее воинством считались небесные звезды. Дом Шапашу находился на востоке и юогиня ежедневно выходила из него, шла на запад, а ночью через подземный мир возвращалась домой. Видимо ее регулярные посещения загробного мира связывали ее с тайными гаданиями и заговорами против болезней.

Важную роль в Угарите играл бог Рашапу. Мифов о нем не сохранилось, но в жизни угаритян он играл значительную роль. Этот бог был связан и с землей, и с подземным миром. Он насылал на людей болезни, эпидемии, но мог мог и даровать излечение от них. Считалось, что человек заболевает, если в него попадает стрела, выпущенная Рашапу из лука. Иногда его называли привратником Шапашу, т.к. он появлялся на закате. В жертву ему надо было приносить барана или овцу. Угаритяне боялись Рашапу и старались всеми силами его умилостивить. В угаритских именах часто присутствовало имя Рашапу. В этом явно выражалось стремление родителей обеспечить ребенку его покровительство. Возможно, супругой Рашапу была Дадмишу — богиня войны, уничтожавшая людей. Она была хурритского происхождения. По всей видимости, Рашапу отождествлялся с месопотамским Нергалом.

Об аморейском боге Харану, почитавшемся в Угарите, мы знаем немного. Он — целитель, покровитель лошадей, излечивал людей и животных от змеиных укусов. Однако он же мог и насылать болезни. Мало нам известно и о боге Йаву. Он был как-то связан с морским богом Йамму. Возможно даже Йаву — второе имя Йамму.

Очень почитались в Угарите Благие богини — Косаратум, низшие божества, жившие между небом и землей. Их священными птицами считались ласточки. Отцом Благих богинь был малоизвестный нам бог Халалу, Владыка Серпа, что подразумевает его связь с урожаем. Благие богини выступали помощницами при родах.