Мифы Угарита
Мифы Угарита
Балу и Анату. Строительство дворца
Победоносный Силач Балу пировал на вершине своей священной горы Цапану. Его слуга приготовил ему стол. Он разрезал для него грудинку и дал своему господину жирный кусок. Потом слуга подготовил питье. Он взял великолепную огромную чашу, которую не может видеть ни одна женщина, даже верховная богиня Асирату, и наполнил ее тысячью мер вина, и десять тысяч мер вина смешал он для своего господина Силача Балу. Читать далее
Балу, Илу и Асирату
Илу и Асирату решили погубить Балу. Сначала Асирату захотела соблазнить молодого бога. Однако Балу не пожелал обладать супругой всеобщего прародителя и отправился к Илу, Творцу творения. Но сурово встретил его Илу и спросил:
— Зачем ты пришел ко мне? Читать далее
Балу, Муту и Анату
Когда Муту узнал о торжестве Балу, он возмутился и заявил, что только он, Муту, один будет править богами, он накормит богов и людей, насытит всех живущих на земле. Но Балу не согласен с этим. Он призывает к себе своих вестников, Гапну и Угару, и дает им поручение отправиться к Муту. Пусть они летят, как птицы, пусть они мчатся, как стая облаков, на гору Таргузиза на гору Таррумаги, к двум горам на краю обитаемой земли. Читать далее
Боги Угарита
Верховным богом в Угарите считался Илу (просто «бог»), он имел титул Творец Творения. В дошедших до нас текстах отсутствуют сказания о сотворении мира. Скорее всего они существовали, просто не сохранились. Это подтверждается и титулом Илу. Он породил всех богов и людей, каждый царь был его слугой или сыном. Илу изображался в виде старца, сидящего на троне и поставившего ноги на специальную скамеечку. Его голову венчала корона в виде бычьих рогов, что символизировало высочайшее могущество Обитель Илу находилась в середине двух океанов — земного и небесного, у истоков священных вод на священной горе. Читать далее
Богиня Шапашу и бог Харану
Кобылица, дочь богини солнца Шапашу, дочь источника, камня, небес и океана (возможно так описывается супруг богини Солнца, о котором нам ничего не известно), была укушена змеей. Она очень страдала, и вся природа сострадала ей. Кобылица обратилась к своей матери с просьбой о помощи. Она просила воззвать к какому-нибудь из богов, чтобы тот излечил ее от змеиного укуса. Сначала просила она обратиться к Илу: Читать далее
Борьба Балу с Прожорливыми и Разрушающими
Верховный бог Илу приказал Талишу, рабыне бога луны Йариху, и Дамгайу, рабыне Асирату, идти в дубраву Такаму в середине пустыни Илишайу и там родить детей. И сказал Илу, что сам он даст им имена, что назовет он их Прожорливыми и Разрушающими и что будут они иметь рога, как быки, и горбы, как буйволы. Так и произошло. Родились страшные Прожорливые и Разрушающие и стали богами пустыни. Читать далее
Борьба между Балу и Йамму
По приказу великого бога Илу бог-ремесленник Котару-ва-Хасису построил дворец для бога моря Йамму, Судии речного. Светоч богов, богиня солнца Шапашу, рассказала об этом богине Астарте. Она добавила, что отец богов, Бык Илу, возлюбил Йамму и в угоду ему вырвет столбы жилища Астарты, опрокинет трон ее царствования, разобьет ее скипетр. Астарта возмутилась этим поступком отца. Но сделать она ничего не могла. Особенно же возмутился Силач Балу. Он готов выступить против Йамму и сразиться с ним. Читать далее
Женитьба Йариху
Бог луны Йариху, Лампада богов, решил жениться. Он направил богу лета Хархаббу (в угаритских текстах имя этого бога больше ни разу не встречается. Некоторые исследователи полагают, что это хурритское божество) послание, в котором просил дать ему в жены его дочь Никкаль. За это Йариху обещал дать Хархаббу тысячу сиклей серебра, десять тысяч сиклей золота и самые блестящие драгоценности. А к тому же обещал Йариху отдать как свадебный дар поле и цветник. Читать далее
Йариху на пиру богов
Роль Йариху в жизни людей велика. И ему, как и другим богам, приносят жертвы. Но иногда Йариху играет роль шута у богов. Так произошло на пиру, который дал верховный бог Илу. Читать далее
Подвиги Анату
Анату очень любила своего брата Балу. Для него она наряжалась, для него надевала на шею кораллы, для него играла на лире и пела прекрасные песни. В знак любви к Балу она как бы поедала его плоть без ножа и как бы пила его кровь без кубка. Но Анату и помогала Балу в его борьбе с другими богами. Совершала она и свои подвиги. Читать далее